МОДУЛЬ 2. ЗАНЯТИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Занятие в творческом объединении УДОД – основная форма организации учебной деятельности учащихся, одна из моделей взаимодействия педагога и детского коллектива.
Традиционно занятие считается формой организации образовательной работы, но возможно называть его частнодидактической технологией работы педагога дополнительного образования, поскольку само занятие может проводиться в разных формах.
По сравнению с занятиями в других сферах образования, занятие в УДОД отличается меньшей регламентированностью, вариативностью структуры и содержания, структурой и характером мотивации учащихся, формами организации учащихся и педагога, сотворческим характером их деятельности, спецификой педагогической оценки.
Наиболее распространенными видами занятий в ДОД (в области художественного творчества) являются в соответствии с основными видами художественной деятельности:
- ознакомительное (беседа, показ, просмотр, встреча или интервью с деятелем искусства и т.д.)
- исполнительское (тематическое или предметное)
- творческое (импровизационное, сочинительское, игровое)
- комбинированное
- комплексное
Занятия могут проводиться как с группой, подгруппой учащихся, так и индивидуально.
Продолжительность занятия с детьми в УДОД составляет, как правило два академических часа (однако она может колебаться в зависимости от возраста детей, уровня и направленности программы работы, конкретных образовательных и творческих задач и т.д.).
Структура занятия любого вида основана на общей системе образовательного процесса в УДОД (Т.А. Фомина):
Содержание социального опыта |
Методы освоения социального опыта |
Результаты освоения социального опыта |
Опыт познавательной деятельности |
Решение познавательных задач |
Знание |
Опыт исполнительской деятельности |
Решение практических задач (упражнения) |
Мастерство |
Опыт творческой деятельности |
Решение творческих задач (развитие интересов и способностей) |
Способности |
Опыт эмоционально-ценностных отношений |
Решение ситуационных задач |
Объединение детей, детей и взрослых |
Планирование занятий осуществляется в соответствии с учебно-тематическим и календарно-тематическим планами работы творческого объединения, соотносится с тематикой текущего проекта или направления его деятельности. Планирование занятия фиксируется в форме конспекта (сценария, развернутого плана), в котором определены вид занятия, его тема, цель, задачи, предварительная работа, необходимые материалы и оборудование (учебно-методический комплекс), формы контроля.
Конспект занятия удобно оформлять в виде таблицы:
Направление работы творческого объединения – ____________________
Возраст детей _________________________
Тема занятия - ___________________________________________
Продолжительность занятия - ______________________________
Цель занятия – ____________________________________________
Оборудование:
Предварительная работа:
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Часть занятия |
СОДЕРЖАНИЕ
(В ПРЯМОЙ РЕЧИ) |
Оборудование; литературное и музыкальное сопровождение |
Время |
1.Вводная |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
Далее мы рассмотрим особенности методики проведения каждого вида занятия.