МЕТОДИКА РАБОТЫ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СОЗДАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Основными этапами работы на начальном этапе создания (реализации нового поколения программы) творческого объединения становятся:
- Организация рекламной кампании по привлечению обучающихся. Руководитель творческого объединения может использовать разнообразные средства рекламы: сайт и стендовые площади учреждения дополнительного образования (школы, ДОУ); рекламные ролики и презентации; публикации материалов о деятельности объединения в периодической печати; выступления коллектива (если он существует не первый год) перед потенциальной аудиторией новых учащихся; выступления на родительских собраниях; адресные приглашения («Приведи друга»). При организации рекламной кампании необходимо четко представлять себе количественные и качественные показатели когорты «абитуриентов» объединения (если вы планируете набрать всего 15-20 детей, не надо рекламироваться во всех школах округа). Содержание рекламных материалов должно быть ярким, эмоционально привлекательным, информативным и лаконичным; важнейшее требование к нему – объективное отражение специфики деятельности объединения и «портрет» учащегося (указание на ограничения по возрасту и физическим данным, минимальные требования к уровню развития способностей в области деятельности, режим занятий и пр.).
- Организация записи в творческое объединение (в т.ч. собеседование, просмотр, прослушивание и пр.). Как правило, такая запись в начале учебного года организуется в крупных образовательных учреждениях централизованно (и часто сама по себе носит рекламный характер). Разумно уже в процессе записи проводить первичное знакомство с потенциальным учащимся с целью выяснения мотивов его выбора (сам он хочет заниматься, или его просто привела мама), особенностей поведения, темперамента и характера; иных увлечений (в скольких кружках он планирует заниматься кроме данного объединения). Здесь же можно провести краткое прослушивания с целью первичного определения потенциала ребенка. Главное правило поведения педагога на записи – «Заинтересовать, но не уговаривать». Хороший результат этой работы – когда в итоговом списке вы видите необходимое по критериям программы количество детей + 10-15%. Желательно провести отдельную беседу с родителями по тем же позициям, что с ребенком, понять их ожидания, обсудить возможные проблемы, требующие решения, наметить перспективы работы над ними в контексте специфики деятельности объединения.
- Диагностика общих и специальных способностей учащихся (см. ниже)
- Организация адаптационного периода (вводные занятия, тренинги и пр.). Как правило, несколько первых занятий носят характер игр, досугов, вечеров знакомств, позволяющих в раскрепощенной (но организованной обстановке) лучше познакомиться с учащимися, сплотить их, увидеть намечающиеся особенности межличностных отношений в группе. Здесь используются упражнения коллективного игротренинга, тренингов сплочения. На этом этапе неплохо организовать тематическую экскурсию, выход на природу, чаепитие, викторину и т.п. если объединение работает не первый год, обязательно надо привлекать старших учащихся к включению младших в общую творческую деятельность (это могут быть игровые и деловые поручения – «Я забочусь о..», «Домовые»; и поручение старшим вести индивидуальную работу с младшими, и организационные поручения – обзвонить, собрать и пр.; и даже ведение части занятия старшими для младших).
- Включение в продуктивную результативную творческую деятельность (важно, чтобы уже на начальном этапе в качестве ближайшей перспективы была определена та или иная форма презентации молодого коллектива – участие в концерте, конкурсе, выступление на празднике и пр.)
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В диагностике творческих способностей в качестве критериев креативности используются следующие показатели:
- беглость – способность к порождению большого числа идей
- гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта идеи к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем
- оригинальность – способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных
- разработанность – детализация идей
Методики диагностики общего уровня творческого развития детей (креативности) были разработаны П.Торренсом и Дж. Гилфордом.
Среди создателей теорий и тестов креативности для детей наиболее известным является другой американский психолог, посвятивший этой проблеме всю свою жизнь. Это Поль Торренс. Исследования креативности были начаты им в 1958 году, но уже задолго до этого были подготовлены его практической работой как педагога и психолога с одаренными детьми и взрослыми. КРЕАТИВНОСТЬ определялась П. Торренсом как процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.: фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и. наконец, формулирования и сообщения результата решения (1974 г.). Для того, чтобы точнее определить, что же такое креативность, Торренс рассмотрел по меньшей мере около полусотни формулировок. В итоге он остановился на определении креативности как естественного процесса, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).
Тесты Торренса предназначены для использования в следующих целях: исследование развития одаренности учащихся; индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;
разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей, имеющих проблемы с обучением; оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения; поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами. Тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражая различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработаности идей и предполагают использование в практике обследований таких батарей в целом. Выборочное использование лишь одного или нескольких тестов из этих батарей существенно снижает эффективность и ценность диагностики. Для каждой формы разработаны подробные руководства по проведению тестирования и количественной обработке данных. Все задания предназначены для детей в возрасте от детского сада и до окончания школы.
Специальное внимание при создании тестов было уделено тому, чтобы сделать их интересными и притягательными для детей всех возрастов. Поэтому для обеспечения надежных результатов очень важное значение имеет обстановка во время тестирования, которая ни в коем случае не должна быть напряженной и нервозной. Необходимо обеспечить полный контакт экспериментатора с детьми, климат доверия и безопасности, поощрения воображения и творческой свободы. При этом нельзя давать Прямые указания: что правильно и что неправильно, но очень важно достичь полного понимания инструкций.
Наиболее широкое распространение получили вербальные и фигурные тесты.
Важным этапом в психодиагностике творческих возможностей человека послужили работы американского психолога Дж. Гилфорда, выделившего два типа мышления: конвергентное (последовательное, логическое, однонаправленное) и дивергентное (альтернативное, отступающее от логики). Большинство психодиагностических тестов креативности ориентировано на выявление способностей к дивергентному мышлению. Эти тесты не предполагают определенного числа ответов. В них нет правильных и неправильных решений, оценивается степень их соответствия идее, поощряется и стимулируется поиск нетривиальных, необычных и неожиданных решений.
Тесты Дж. Гилфорда разноплановы. Это также рисунок, требующий интерпретации изображения (что это такое?); интерпретации словесного характера на темы всевозможного употребления предметов – «индукция». Подсчитывается общее число ответов за определенное время (2-3 мин.) и их оригинальность, затем определяется показатель оригинальности каждого ребенка (по сравнению с группой).
Говоря о сценических способностях, К.С. Станиславский писал: "Относительно творческих способностей артиста нужны: наблюдательность, впечатлительность, аффективная память, воображение, внутреннее и внешнее воздействие, вкус, ум, перевоплощение, чувство внутреннего и внешнего ритма и темпа, музыкальность, искренность, непосредственность, самообладание, находчивость, сценичность и пр. Нужны выразительные данные, чтобы воплощать создания таланта, т.е. хороший голос, выразительные глаза, лицо, мимика, линии тела, пластика и т.д."
В современной практике театральных учебных заведений в диагностируемые способности традиционно включают
- Эмоциональность
- Сценическую наивность
- Темперамент
- Воображение и фантазию
- Волю и интеллект
- Наблюдательность
- Юмор
- Память
- Обаяние и заразительность
- Внешние данные
В процессе диагностики предлагаются задачи на оценку факта, перемену отношения, выполнение простых действий и определенными психологическими оправданиями и собственно прослушивание (стихи, басня, проза, драма).
Необходимо учитывать, что мы не проводим отбор (как при приеме в театральный ВУЗ), а только определяем начальный уровень развития способностей детей, чтобы спроектировать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, возможности поиска и разработки репертуара и т.д.
В методике проведения диагностики возможно использование как индивидульной, так и коллективной формы. Практически все задания включают как сквозной параметр диагностики воображение (чтобы выполнить задание, нужно что-то представить, пофантазировать).
Параметры диагностики |
Приемы и задания |
Память |
- "Снежный ком"
- "Повторяем удлиняющуюся фразу"
- "Рассказ-цепочка
|
Чувство ритма |
- Повторение ритмического рисунка хлопками (каждый и в кругу)
- Ритмические чистоговорки (са-са-са, на носу сидит …)
|
Реактивность |
- Собраться в команды по счету
- Перестроиться по алфавиту (возрасту и т.д.)
- Замереть в движении по сигналу
|
Речевая подготовка |
- скороговорки и чистоговорки
- "ха", "ракета"
- расскажи стихотворение
|
Интеллект и логика |
- загадки и загадочные истории
- викторина
- словесные игры типа "Угадай слово по вопросам ("Да и нет").
|
Пластика |
- "Ниточка"
- "Море волнуется"
- "Поиск булавки"
- "Превращения пола"
|
Наблюдательность |
- найди отличия
- "Спина к спине"
|
Находчивость |
- придумать необычное использование предмета
- решить ситуацию, тебующую использования предмета, его заменителем
|
Чувство юмора |
- смешная история или анекдот
- показ сценки
- расскажи смешную историю
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ФРАГМЕНТЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ГИЛФОРДА И ТОРРЕНСА
Время проведения процедуры — около 40 минут.
Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).
Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация — слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — выражение — предназначена для детей 9—15 лет.
Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)
Задача : Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.
Инструкция для испытуемого: "Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? " Инструкция зачитывается устно.
Время выполнения субтеста — 3 мин.
При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.
Оценивание
Результаты выполнения теста оценивались в баллах.
Имеются три показателя:
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.
Б = n. где Б — беглость, n — число уместных ответов.
Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.
2) Гибкость — число классов (категорий) ответов.
Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории — создание поделок и игрушек.
Категории ответов
1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).
2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).
3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).
4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).
5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).
6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).
7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).
8. Сдача в макулатуру.
9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).
10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).
11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).
12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).
Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.
Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).
За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.
За одну категорию начисляется 3 балла.
Г = 3 m. где Г — показатель гибкости, m — число использованных категорий.
3) Оригинальность — число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.
Один оригинальный ответ — 5 баллов.
Все баллы за оригинальные ответы суммируются.
Субтест 2. Последствия ситуации
Задача : Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.
Инструкция для испытуемого: "Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. "
Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Субтест 3а. Слова
Модификация для детей 5—8 лет.
Субтест проводится индивидуально.
Задача : Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
Инструкция для испытуемого :1 часть. "Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка». "
На ответ дается 2 минуты.
2 часть. "Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка». "
На ответ дается 2 минуты.
Время выполнения всего субтеста — 4 минуты.
Субтест 3б. Выражение
Модификация для детей 9—15 лет
Задача : Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.
Инструкция для испытуемого : "Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами. "
Время выполнения субтеста — 5 минут.
Субтест 4. Словесная ассоциация
Задача : Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Инструкция для испытуемого : "Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? "
Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Субтест 5. Составление изображений
Задача : Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.
Инструкция для испытуемого : "Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуй лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок." Длина стороны квадрата — 8 см (для тестового бланка).
Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания — лампа.
Время выполнения всех рисунков — 8 минут.
ИЗ ЗАДАНИЙ ТОРРЕНСА:
Задание "Усовершенствование игрушки " - одно из наиболее сложных и показательных наблюдений. Оно вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью валидности.
ФИГУРНЫЕ ТЕСТЫ состоят из трех заданий, на выполнение каждого из которых отводится по 10 минут, т. е. 30 мин. в общей сложности.
Задание "Нарисуй картинку" ~ оригинальный тест на использование определенного элемента в качестве отправной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, форма которого напоминает довольно обычные предметы. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, самое важное - идея.
Задание "Незавершенные фигуры," сконструировано автором из нескольких других тестов. Из гештальтпсихологии известно, что незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим способом. Поэтому, чтобы создать оригинальный ответ необходимо противодействовать этому стремлению. Все десять фигур различаются между собой, но навязывают определенные устойчивые образы.
Задание "Повторяющиеся фигуры " сходно с предыдущим,
но стимульный материал представляет собой одни и те же фигуры, поэтому испытуемый постоянно должен преодолевать ригидность мышления и выдвигать разнообразные идеи.
Закончи рисунок
На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.
Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ЭЛЕМЕНТЫ ТРЕНИНГОВ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
Упражнение «Поменяйтесь местами»
Описание упражнения
Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: - «Поменяйтесь местами» те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.
Психологический смысл упражнения
Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.
Упражнение «Поздороваемся»
Описание упражнения
Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.
Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.
Психологический смысл упражнения
Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.
Упражнение «Рисунок на спине»
Описание упражнения
Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.
Обсуждение
Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?
Психологический смысл упражнения
Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения.
Упражнение «Возьми салфеток»
Необходимые материалы: бумажные салфетки.
Описание: Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
Упражнение «Путаница»
Описание: Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе «друга по рукопожатию». Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе «другу по рукопожатию» (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.
Упражнение «Свой способ приветствия»
Описание: ведущий предлагает участникам тренинга поздороваться следующим образом: «будем подходить друг к другу и здороваться. При этом каждый из партнеров использует свой способ приветствия, который должен быть невербальным. Со следующим партнером нужно будет поздороваться тем способом, который использовал, здороваясь с вами, ваш предыдущий партнер. Если в какой – либо из пар «встретятся» два одинаковых приветствия, то следующих своих партнеров эти два человека должны приветствовать новым способом».
Упражнение «Воздушные замки»
Необходимые материалы: пачка бумаги формата А4.
Описание: Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».
Обсуждение:
- Возникали ли помехи в работе команды? В чем они заключались?
- Что помогало команде работать слаженно, совместно выполнять данное упражнение?
Упражнение «Как мы похожи»
Необходимые материалы: бумага, карандаши, призы.
Описание: тренер просит группу разбиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение. Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т.д. После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним. Тот, кто быстрее всех найдет по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз.