ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЕТОДИКЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И МОДЕЛЕЙ

 

Наиболее значимой особенностью современной ситуации в образовании является сосуществование традиционного и инновационного подходов. Сами термины были предложены группой ученых в 1978 г. в докладе Римскому клубу. Тогда оно трактовалось как ориентированное на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми.

ИННОВАЦИЯ в образовании – введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, воспитания и развития, в организацию совместной деятельности преподавателей, мастеров и учащихся; изменения в стиле мышления.

Инновационные процессы в образовании возникали в различные исторические периоды. Наиболее широкого масштаба они достигли в конце 19 – начале 20 века в России, Германии, США. Они отличались ярко выраженной творческой направленностью и нестандартностью подходов к образовательному процессу, его целям и результатам. Источниками инноваций в образований стали несколько крупных теоретических концепций (Д.Дьюи, Л.Н. Толстой, С.Шацкий, С. Френе, М. Монтессори, Я. Корчак и др.). Некоторые из этих концепций реализовывались на практике в виде авторских школ (Яснополянская школа Толстого, Вальдорфская школа Р. Штайнера, колония «Бодрая жизнь» Шацкого,  «Наш дом» Корчака).

В конце 50-х – начале 60-х в нашей стране появились концепции гуманистического воспитания (В.А. Сухомлинский), педагогического стимулирования (З.Равкин), активизации познавательной деятельности (М.А. Данилов, М.Н, Скаткин, И.Я. Лернер и др.), теория оптимизации (Ю. Бабанский), концепция педагогической прогностики (Б.,С. Гершунский) и др, которые также нашли реализацию в практике.

В 80-90 гг появились теории контекстного обучения (А. Вербицкий), проективного образования (Г. Ильин), личностно-деятельностного подхода (И.Зимняя). Это – время усиления разработки инновационных процессов в образовании, развития педагогического и дидактического творчества.

Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только решение педагогической задачи, но и процесс воплощения этого решения в общении с людьми. Являясь по сути творческим проектом, этот процесс в значительной степени базируется на индивидуально-типологических особенностях педагога. А поскольку специфика деятельности педагога дополнительного образования связана с опорой на эти особенности, можно предположить, что профессиональная деятельность педагога дополнительного образования сама по себе носит инновационный характер.

В современной науке разработана типология инновационных педагогических моделей (М.В. Кларин) по критерию реализации в этих моделях поискового подхода:

-         модели, направленные на освоение учащимися самостоятельно конструируемого нового опыта

-         модели образовательного процесса как организации систематической исследовательской деятельности

-         модели образовательного процесса как организации учебно-игровой, моделирующей деятельности

-         модели образовательного процесса как организации коммуникативно-диалоговой деятельности.

В современных инновационных образовательных моделях учащийся ставится в инициативную позицию, а педагог – в позицию партнера-помощника в расширении и освоении учащимся непосредственно переживаемого опыта, тьютора.

Большое значение для рассмотрения структуры инновационной деятельности имеет соотношение творчества и профессионализма, а критерием приемлемости «отходов от стереотипов» выступает продуктивность образовательного процесса.

Одним из показателей инновационного характера деятельности педагога становится создание им авторской модели методики работы с учащимися – авторской концепции, методики или школы.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­В нашем контексте автор – конкретный педагог, создатель авторской школы, проекта, концепции, методики, технологии.

АВТОРСКАЯ ШКОЛА –           а) основа нового направления в педагогической практике;

б) построенная на основе четко сформулированной концепции конкретного человека (ученого или практика) и эффективно функционирующая долгие годы при его непосредственном участии; школа, в которой сложилась своя оригинальная система, резко отличающаяся (в лучшую или худшую сторону) от принятой в массовой практике.

АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ –    педагогическая деятельность, построенная на основе оригинальных авторских концепций, но в связи с непродолжительностью существования не достигающая стабильных результатов.

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ –     оригинальная авторская разработка, не реализованная еще в практике.

АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА –       авторская теория обучения какому-то учебному предмету или области деятельности.

АВТОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – оригинальный способ организации педагогического процесса в определенной области на основе авторской школы  или методики, предполагающий достижение устойчивого высокого результата.

Конечно, немаловажное значение в построении такой методики имеет личность автора:

-         мотивы его деятельности (профессиональные и личные)

-         направленность его личности

-         соотнесенность с запросами общества

-         сфера его собственных интересов и способностей

-         типологические особенности его личности и т.д.

Возможно равноправное построение разных типов методик (авторитарных, демократических, с гуманистической ориентацией).

Т.В. Цырлина выделяет несколько тенденций зарождения авторского движения в образовании:

-         чаще всего – в ситуациях наибольшего социального подъема в обществе – как закономерный ответ на необходимость формирования подлинно творческой индивидуальности. Ибо воспритать личность может только подлинно творческий педагог.

-         Почти всегда – в переломные моменты истории.

-         Чем ближе к современности, тем больше становится авторских школ, ставших основой целых направлений. Это объясняется социально-психологической теорией  «общностей по настроению». Л. Фейер: «За историей идей лежит история эмоций».

Время показало, что успех авторских методик сопутствует тем  школам (объединениям), где педагог и большинство детей разделяют определенный набор конкретных ценностей и связаны друг с другом и объединением (школой) ключевыми символами (конкретными людьми, событиями, традициями), сотрудничеством и партнерством, общими творческими видами деятельности.

«Рождение» авторской методики – долгий творческий процесс. К ее созданию может придти как педагог, имеющий опыт работы с детьми, так и молодой педагог с серьезной и глубокой направленностью на профессиональную деятельность.

В построении авторской методики возможны как индуктивный, так и дедуктивный путь:

-         разработка отдельных частей методики (новые формы работы с детьми, инновационное содержание, отдельные технологии и т.д.), затем обобщенных в единую систему;

-         возникновение целостной инновационной идеи, авторской концепции, разрабатываемой и детализируемой в ходе эксперимента.  

Важнейшая черта авторской методики – новизна по сравнению с существующими в образовательной практике.

 «Приход в профессию»  педагога дополнительного образования сам по себе связан с потребностью личности в самореализации, актуализации личной образовательно-деятельностной идеи, замысла (связанного с интересами, прошлым опытом деятельности и творчества, желанием продолжать любимое дело в группе «младших единомышленников» и т.п.), а следовательно – стремлением к авторству.

Результатом первого этапа разработки авторской методики является, как правило, проект учебной (образовательной) программы работы с детьми в творческом объединении. Виды программ вам уже известны из другого курса:

  • примерная
  • модифицированная
  • экспериментальная
  • авторская.

Именно две последних – как два этапа пути в авторство – и являются предметом нашей работы.

Технология разработки программы аналогична алгоритму проектной деятельности:

  • Определение образовательной области и направленности программы исходя из анализа потребности населения, личных интересов и склонностей, возможностей учреждения дополнительного образования, рентабельности проекта.
  • Определение возрастного адреса и специфики категории обучающихся (массовая категория, одаренные, дети с ОВЗ и т.д.).
  • Определение вида и типа программы (учебная или образовательная, кружковая или студийная) и, соответственно, основных условий ее реализации (кадровых, материально-технических, организационных).
  • Описание концепции программы (по сути – составление пояснительной записки). Немаловажное значение имеет выбор названия объединения – оно должно быть «говорящим», привлекательным для аудитории, эстетически выигрышным.
  • Составление проекта учебно-тематического плана из расчета общего объема учебного времени (при этом объем времени может как регламентироваться администрацией образовательной организации, так и предполагаться самим педагогом, если он пока не ограничен тарификационными показателями).
  • Описание содержания программы по разделам и темам, подбор репертуара и учебно-методических материалов.
  • Проектирование работы на первом этапе работы объединения (рекламная кампания, запись детей, диагностика способностей учащихся, вводные занятия и пр.).
  • Проектирование перспективы работы с объединением.
  • Разработка диагностических и контрольно-измерительных материалов.
  • Окончательное текстовое оформление проекта.
  • Рецензирование проекта экспертами. Лучше, чтобы таких экспертов было несколько – причем как  внешних (работающих в других образовательных организациях, учреждениях культуры и пр.), так и внутренних (сотрудников методического отдела, коллег с опытом работы и пр.).

Начинающий педагог дополнительного образования чаще создает именно модифицированную программу – т.е., опираясь на уже существующую программу в данной образовательной области, видоизменяет ее в соответствии со своим проектным замыслом. С опытом работы каждый педагог приходит к созданию собственного, авторского продукта, который по истечении 2-3 «витков» апробации сможет претендовать на статус авторской программы.

 

 

Бесплатный хостинг uCoz