СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ В МЕТОДИКЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Оценочная деятельность педагога направлена на выявление соответствия качества знаний и умений учащегося требованиям программы. Целью оценочной деятельности является, контроль успеваемости детей и формирование у них адекватной самооценки. Итогом акта оценивания педагогом результатов учебной деятельности ребенка является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением, отметкой. Педагогическая оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности определяет её успех и имеет комплексный характер, включая в себя систему разнообразных побудителей. Комплексность стимулирования означает одновременное использование различных стимулов: органических, материальных, моральных, индивидуальных, социально-психологических.

В психолого-педагогической литературе оценка рассматривается:

  • как уровень индивидуально-личностных качеств учащегося
  •  как результат его учебной деятельности.

Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы: предметные и персональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные.

Оценка может быть:

  • Ø ориентирующей, воздействующей на умственную работу школьника, содействующей осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний;
  • Ø стимулирующей,  воздействующей на аффективно-волевую  сферу посредством переживания успеха и неуспеха,  формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
  • Ø воспитывающей: под ее непосредственным влиянием происходит «ускорение или замедление темпов умственной  работы,  качественные сдвиги (изменение приемов работы), изменение в структуре  апперцепции,  преобразование  интеллектуальных  механизмов».

   Педагогическая оценка может быть открытой и скрытой

Действие разных стимулов на поведение человека ситуационно и личностно опосредованно. Под личностной опосредованностью воздействия стимулов понимают зависимость этого воздействия от индивидуальных особенностей детей, от их состояния в данный момент времени.

Немаловажен ВОПРОС О КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ (Критерий – (от греч. krition – средство для суждения) – признак на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки.):

- от эталона

- от уровня достижений группы

- от уровня личных достижений учащегося

- от ситуативной значимости достижения

 

Критерии бывают разного рода. Ш.А. Амонашвили предлагает сгруппировать их по восходящей, иерархической линии (критерии первоначальных достижений, критерии промежуточных достижений, критерии конечных достижений). Нужно, чтобы критерии были заранее заложены в учебно-познавательную задачу. При ее формулировке педагог должен позаботиться о том:

  • как сделать, чтобы учебно-познавательная задача, сохраняя уровни трудностей и, таким образом, опасность возможных неудач одних детей, все же вела их к успеху, от маленького успеха к большому; как сделать, чтобы возможные неудачи в решении этой задачи не гасили в детях оптимизма в связи с будущими успехами;
  • какие трудности и в каких формах заложить в учебно-познавательную задачу, чтобы они мотивировали, поощряли движение познавательных сил ребенка, держали эти силы на пределе возможностей;
  • в каких формах объяснить   ребенку, что действительным продуктом, который он получает от решения задачи, является то, что   остается в нем: знания, умения, развитость;
  • на наличие какого оценочного компонента в ребенке мы можем надеяться, когда предлагаем ему ту или иную учебно-познавательную задачу;
  • как сделать, чтобы учебно-познавательная задача и по форме, и по содержанию была привлекательной, задевающей любознательность и интересы ребенка;
  • какими должны быть наше  участие, уровень нашей помощи в процессе решения ребенком предложенной нами учебно-познавательной задачи, как мы должны исполнять нашу сотрудническую функцию при решении задачи.

 

Оценка педагога не сразу приобретает для ребенка содержательный смысл. Для этого необходимы такие условия:

  • эталон, которым оперирует педагог в своей оценочной деятельности в отношении учащегося, должен быть тому понятен; важно, чтобы их представления об оцениваемом объекте совпадали;
  • доверие учащегося к педагогу и его оценкам.

Разные способы организации внешней оценки, основанные на доверии к ученику, уважении его личности, вере в его силы, формируют в нем серьёзное, заинтересованное отношение к критике, укрепляют чувство собственной значимости в коллективе, осознание заботы о нем товарищей и педагогов.

 

Функции педагогической оценки в работе педагога дополнительного образования соотносятся с гуманистическими идеями  педагогики, парадигмой личностно-ориентированного образования. В качестве таких функций можно рассматривать:

-         развитие способности к самооценке и мотивация деятельности;

-         внесение образных критериев  в ценностные ориентации и  отношение ребенка к миру;

-         стимулирование творческой деятельности ребенка;

-         коррекция различных аспектов личностного и деятельностного (+творческого) развития ребенка на основе выработки способности и умений в плане самооценки как  аспекта рефлексии и саморефлексии

 

Формы и способы педагогической оценки  в работе педагога дополнительного образования, исходя из вышесказанного:

  • эмоционально-оценочное высказывание педагога (ключевые операции педагогической технологии (часто выраженное в ключевых операциях педагогической технологии (« «Я-сообщение», «Положительное подкрепление», «Безусловность нормы»)
  • эмоционально-аффективная реакция педагога (взгляд, аплодисменты, прикосновение, жест)
  • взаимооценка учащихся (коллективное обсуждение, «выбор критерия», «комплимент – каждому» и пр.)
  • самооценка учащихся (за что бы я себя похвалил, а что мне еще надо доделывать)
  • символическая оценка (дерево достижений, «игра на очки», рисуночное шкалирование, «песочные часы»)
  • внешняя оценка (конкурс, межгрупповая оценка)

Наиболее успешно «работает» оценка, которая внешне не выглядит как оценочное суждение. Хорошая форма – оценка учащимися занятия в целом (в т.ч. – и оценка деятельности педагога).

 

В своей работе педагог дополнительного образования должен руководствоваться некоторыми  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРАВИЛАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ:

  • объективность
  • поощрение как оценочная доминанта
  • не злоупотреблять наказанием и предавать забвению возложенное наказание
  • каждый учащийся должен быть оценен в процессе каждого занятия
  • оценивать не только ЗУН, но и весь комплекс личностно-деятельностная проявлений учащегося
  • учет индивидуального отношения учащихся к оценке

 

 

Бесплатный хостинг uCoz