МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Под методической работой понимается работа по образованию и самообразованию педагога в целях совершенствования образовательного процесса и повышения квалификации.
Методическая работа в УДОД проводится в индивидуальной и коллективной формах.
Коллективными формами работы являются
- заседания методического совета
- семинары
- лекции для педагогов
- деловые игры для педагогов
- курсы повышения квалификации
Индивидуальные формы работы
- собственно работа по непрерывному образованию, которая априори является составной частью жизнедеятельности и профессиональной деятельности педагога ДО, профессия которого содержательно связана для него с поистине любимым делом, и личный рост в избранном направлении опосредует рост профессиональный
- создание методических разработок, авторских программ
- эксперимент
- мастер-класс (как правило, это касается опытных педагогов, педагогов-новаторов или творческих групп педагогов, работающих в одном или смежных направлениях)
- теоретическое исследование (обобщение и анализ опыта в определенном направлении ДОД, история методики работы в конкретном направлении и т.п.)
- публикации в печати
- участие в конкурсах профессионального мастерства
- обучение в аспирантуре или соискательство
Каждый педагог должен быть заинтересован не только в ведении методической работы, но и в оглашении и обсуждении ее результатов, знакомстве с мнениями коллег о ходе и результатах своей работы.
Иногда встречается тенденция «келейности», закрытости работы отдельных педагогов («Это мое авторское, это профессиональный секрет!»). с психологической точки зрения это объяснимо, но профессионально не совсем верно. Даже если другой педагог позаимствует элементы «Вашей» технологии и использует в своей работе, ничто не мешает Вам через некоторое время побывать и на его занятиях: вы и увидите «со стороны» свой метод, и наверняка увидите что-то новое, усовершенствовавшее Ваш метод.
Организация методической работы осуществляется администрацией УДОД (преимущественно завучем и методистом) и методическим советом. Педагогический совет также является своеобразным звеном процесса организации методической работы, поскольку на нем представляются и обсуждаются экспериментальные разработки, выдвигаются педагогические проблемы, актуальные для коллектива, заслушивается и анализируется опыт работы мастеров ДОД.
В начале года педагог планирует с помощью методиста свою методическую работу (иногда – на 2-3 года), в течение года (или в конце определенного срока) отчитывается о ее результатах.
В некоторых случаях возможны варианты совместной работы нескольких педагогов над одной темой (творческими группами) – для педагогов студий, педагогов работающих в одной образовательной области и направлении, педагогов, развивающих опыт какой-либо авторской школы и т.п.
Основные требования к методической работе педагога ДО:
- содержательность
- новизна и творческий подход
- предметный характер (не абстрактное педагогическое теоретизирование, а исследование, направленное на решение вопросов конкретной образовательной области ДОД)
- практическая значимость (возможность воплощения результатов работы в практику деятельности других педагогов, создание пакета методического обеспечения образовательного процесса и т.п.)
- преемственность в тематике методической работы педагога
- соответствие правилам оформления в зависимости от вида работы и порядка, установленного в УДОД.