ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Досуг – свободное время личности, имеющее активный, творческий, личностно-развивающий характер. Неформальное образование (одним из видов которого является дополнительное образование) по большей части собственно является разновидностью досуговой жизнедеятеьности.
В современной системе дополнительного образования различается несколько ТИПОВ досуговых образовательных программ:
ДЛИТЕЛЬНЫЕ ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ, к которым относятся
- Программы выездных лагерей (оздоровительных, спортивных, творческих, военно-патриотических, психологических и пр.).
- Фестивальные и конкурсные программы.
- Тематические программы по интересам (киноклуб, клуб филателистов и пр., в т.ч. фан-клубы)
- Волонтерские программы.
СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ, к которым относятся
- Выставочные программы.
- Тематические серийные экскурсионные программы.
- Поисковые программы.
КРАТКОСРОЧНЫЕ ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ, к которым относятся
- Программы каникулярного отдыха детей и подростков (Новогодние елки, Неделя детской книги, Неделя игры и игрушки и пр.).
- Игровые досуговые программы разового назначения.
- Одноразовые экскурсионные программы.
Основными качествами (и, соответственно, требованиями к организации) любой досуговой программы являются:
- воспитательно-образовательная направленность
- учет психологических и возрастных особенностей аудитории
- массовость
- зрелищность
- эмоциональность
- обеспечение безопасности и комфортного психофизического состояния участников
На уровне учреждения дополнительного образования (школы, дошкольного образовательного учреждения) досуговые программы создаются как в отдельных объединениях, так и в образовательном учреждении в целом и предназначены как для детей, постоянно посещающих данное учреждение, так и для «гостей» (или, напротив, выездного характера). В педагогическом процессе дополнительного образования досуговая работа занимает серьезное место. Она способствует развитию интереса детей к занятиям, чувства принадлежности к своему «дому» и (как перспектива) к социально-исторической общности в целом, новому взгляду на товарищей по объединению и педагогов и осознанию общечеловеческих ценностей, социальной активности и раскрепощенности личности, эмоциональной и познавательной сферы и т.д. Ведущей в досуговой работе является, безусловно, игровая деятельность в самом широком смысле этого слова.
Условно по организационно-педагогическим особенностям можно выделить несколько видов досуговых программ, реализующихся в образовательном учреждении:
- досуг, подготовленный детьми творческого объединения (УДОД) под руководством педагогического коллектива
- досуг, подготовленный самими детьми при активном участии педагогов
- досуг, подготовленный педагогами УДОД (объединения) для детей
- досуг, проводящийся силами приглашенных лиц (актеров, аниматоров, массовиков, психологов и т.д.)
По форме, содержанию и тематике в практике работы образовательного учреждения выделяются:
- праздник – наиболее крупный и сложный в подготовке вид досуга, рассчитанный на активную подготовку всех участников и сочетание разных видов сценических зрелищ и развлекательных мероприятий;
- спектакль или концерт («Музыкальная гостиная», «Литературные чтения» и т.п.);
- конкурс и фестиваль – крупные виды досуга творческого соревновательного характера, реализующие дальние и средние перспективы деятельности творческих коллективов на основе единства развития ответственного отношения к общему делу и радости от самореализации в творческой деятельности. В принципе конкурс и фестиваль отличаются как призовой и дружеский футбольный матчи, хотя в последнее время рамки этих форм мероприятий в достаточной степени размыты и сближены. И та, и другая форма подразумевают несколько отборочных этапов и финал (гала-концерт) с награждением участников дипломами (лауреатскими, дипломантскими, поощрительными) и призами;
- экскурсия – коллективное посещение музеев, выставок, достопримечательных мест, а также поездки с учебными или культурно-просветительскими целями. (В образовательной практике – форма внеаудиторной работы, обеспечивающая наглядность обучения). По содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные, по целям – на учебные, профессионально-прикладные, досуговые и пр. По форме проведения экскурсии в образовательном процессе ДОД возможны два варианта:
- Экскурсия, которая проводится профессиональным экскурсоводом. Такая экскурсия планируется и заказывается педагогом ДО заранее. Он должен (по возможности) встретиться с предполагаемым экскурсоводом, узнать план экскурсии, при возможности скорректировать этот план с учетом образовательных и творческих задач, стоящих перед объединением. Особое внимание уделяется подготовке детей к предстоящей экскурсии: педагог заранее сообщает о теме и цели экскурсионного похода, создает эмоциональный настрой, «ситуацию ожидания», предлагает детям собрать некоторую предварительную информацию по теме экскурсии, сам готовит некоторые уточняющие вопросы экскурсоводу. После экскурсии обязательно проведение БЕСЕДЫ, в ответах на вопросы в ходе которой дети закрепляют и обобщают полученную информацию; совместно с педагогом прогнозируют, каким образом она может быть использована в деятельности объединения. Такие экскурсии проводятся многими учреждениями культуры (Музей театра кукол им. С.В. Образцова; Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки; Студия Мосфильм; Студия АНИМА-фильм; Политехнический музей и т.д.)
- Экскурсия, которая проводится самим педагогом. В этом случае педагог имеет возможность отобрать именно тот материал, который считает наиболее необходимым в работе, в нужной последовательности и форме изложения. Сценарий экскурсии обязательно хронометрируется; на месте предполагаемого проведения экскурсии заранее выясняются все организационные и технические возможности и трудности (разрешено ли вообще проведение экскурсии в данном месте, как можно подойти к тому или иному предмету, воспользоваться тем или иным экспонатом и т.д.). Разумеется, сотрудники государственных учреждений культуры не всегда охотно идут на разрешение такой формы экскурсии, но не нужно отчаиваться! Если Вам отказали в одном месте – может найтись достойная альтернатива. (Например, если Вы хотите познакомить детей с устройством сцены или оркестровой ямы, не обязательно идти в Малый или Большой театр. Возможно, Вас с радостью примут в небольшом муниципальном театре или концертном зале). В конце такой экскурсии педагог обязательно задает детям заранее подготовленные вопросы. При этом надо помнить, что серия этих вопросов – не тест или экзамен для детей (А сейчас я проверю, что вы запомнили из сегодняшней экскурсии!). Их смысл – в помощи детям в плане осознания и систематизации эмоционально-образных впечатлений и возможностей использовать материалы экскурсии в творческой деятельности. В качестве приема развития детского творчества и поисковой деятельности может быть использован и такой вариант: когда дети уже имеют достаточный опыт посещения экскурсий, им предлагается самостоятельно составить сценарий экскурсии на определенную тему (возможно, даже совершенно фантастическую) и «провести» ее не выходя за пределы УДОД (а, возможно, и с настоящим экскурсионным походом); например «В гостях у скрипичного мастера», «За кулисами театра Глобус», «Афины. Орхестра.» и т.п.
- игровые развлекательные (анимационные) программы (разовые, короткие; конкурсные типа КВН, «Брейн-ринга» и т.п.), включающие игры, эстафеты, танцевальные и музыкальные программы, элементы викторин и т.п.; игры-спектакли, «включающие» детей-зрителей в сюжетное действие вместе с персонажами, актерами-ведущими)
- длительные досуговые программы («растянутые» на целый учебный год и опосредующие игровым сюжетом или темой всю воспитательно-образовательную работу объединения), по содержанию и организации иногда сходные с ролевой игрой например, «Путешествие в Зазеркалье», «Построим свой Дом». К ним же относятся программы летних лагерей, «Книжкина неделя», «Масленица» и т.д.
В подготовке любого досуга очень важен нестандартный творческий подход и продуманность всех деталей в составлении сценария. Например, при составлении сценария концерта можно просто определить последовательность номеров и подготовить конферансье, объявляющего их в традиционной торжественной манере, а можно придумать нетрадиционный вариант конферанса (например, конферанс-интервью, конферанс-театрализация, конферанс-шоу и т.д.).
Основные акценты подготовки досуга можно определять по следующим позициям:
- название досуга
- на какую аудиторию он рассчитан (возраст, количество участников)
- цель его проведения
- продолжительность досуга
- чьими силами готовится досуг
- как Вы представляете оргкомитет (инициативную группу) досуга и ход его (ее) работы
- какие виды и формы деятельности включает досуг
- краткое описание содержания
- условия успешности проведения досуга.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
СЦЕНАРИЙ ИГРОВОЙ АНИМАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
«СЕКРЕТЫ РАЗНОЦВЕТНОЙ СКАЗКИ»
Ведущие – клоунессы Солнышко и Звездочка выходят с песней, их помощники в зале собирают детей в круг и танцуют с ними.
Песня ведущих:
В сказке доброй, в сказке светлой
Может каждый побывать –
В звонкой, шумной, разноцветной, -
Стоит сказку рассказать!
Жизнь раскрасив чудо-краской, -
Дети мы лишь до поры, -
Мы с тобой играем в сказку
В мире сказочной игры.
Солнышко: Здравствуйте, дорогие жители сказочного королевства!
Звездочка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Звездочка!
Солнышко: А меня – Солнышко!
Звездочка: Солнышко, а почему ты называешь наших гостей жителями сказочной страны?
Солнышко: А как же? Ведь они все играть любят, правда, ребята? ..
А пока человек умеет и любит играть, ему дорога в сказку всегда открыта!
Звездочка: Дорога-то открыта, а билет где возьмем?
Солнышко: Да как в сказке и в игре положено – лепесток волшебный оторвем!
Кто помнит сказочную считалку-заклиналку, помогайте:
Лети-лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели:
Вели, чтобы наша игра помогла в сказку попасть и все секреты сказки узнать!
Появляется цветик – семицветик, каждый лепесток которого прикреплен к основанию с помощью липучек, кнопок и т.п.
В зависимости от Ваших технических возможностей и фантазии это можно сделать по-разному: цветик - семицветик может спуститься ("слететь") откуда-то сверху, появиться из волшебной коробки для фокусов, его может вынести кто-то из помощников, можно "доставить" его ведущим с помощью зрителей, передавая из рук в руки и т.д.
Звездочка: Смотри, это не лепесток – это настоящий целый цветик-семицветик!
Солнышко: Самый сказочный цветок! А каждый лепесток, наверное, знает свой сказочный секрет!
Звездочка: Интересно! Давай красный лепесток сорвем!…
Звон колокольчика
…Смотри, что на нем написано – «мудрость сказки»
Солнышко: Я поняла! Чтобы мудрость сказочную понять, мудреные загадки надо отгадать!
Звездочка: Отгадаем?…
Солнышко: Отгадаем!
Звездочка: Начинаем?
Солнышко:Начинаем!
Ведущие по очереди загадывают зрителям загадки:
- Мудрость какой сказки гласит, что, даже если ты сделан из простого полена, это еще не значит, что ты можешь быть игрушкой в руках злодеев, проходимцев и обманщиков?
("Буратино")
- А какие сказки подсказывают нам, что дело не в обладании волшебной обувью, а в добрых качествах ума и души хозяев этой обуви ?
("Кот в сапогах", "Золушка", все сказки, где герои пользуются сапогами-скороходами и т.д.)
- А к героям каких сказок подходит мудрая поговорка «Мал, да удал?»
(Мальчик-с-пальчик, Маленький Мук, Дюймовочка, Бибигон, Муха-Цокотуха и др.)
- А мудрость какой сказки гласит, что самые заветные желания исполняются не по мановению волшебной палочки, а с помощью настоящих друзей (даже если они считают себя тусливыми, слабыми, в груди у них железное сердце, а в голове – солома вместо мозгов)?
("Волшебник Изумрудного города")
- А какие сказки напоминают о том, что нельзя впускать в дом посторонних, даже если они чем-то очень напоминают ваших родственников – голосом или одеждой?
("Красная шапочка", "Волк и семеро козлят")
- Какая сказка очень убедительно доказывают, что тот, кого в детстве дразнили и презирали за непохожесть на других, может вырасти прекрасным лебедем, если он терпелив, добр и красив душой?
("Гадкий утенок")
Солнышко: Ай да ребята!
Звездочка: Настоящие сказочные мудрецы!
Звон колокольчика
Солнышко: Смотри, оранжевый лепесток – это музыка сказки!
Звездочка: А вы, ребята, знаете сказочные песни? А кто любит их петь?
Несколько детей приглашаются на сцену, ведущие знакомятся с ними, раздают листы с текстами песни (например, "Чунга-Чанга" или любая другая хорошо известная детская песня, на музыку которой можно придумать простые, но разнообразные танцевальные движения)
Солнышко: И сейчас сказочная песня и наши помощники перенесут нас в танцевальную сказку (на сказочный остров)
Звучит фонограмма песни, помощники на сцене поют вместе с Солнышком и Звездочкой, зрители в зале танцуют, повторяя движения за ведущими в зале.
Звездочка: Мне понравилось играть с музыкой сказки! А вам, ребята? … И - спасибо нашим сказочным артистам!
Звон колокольчика
Солнышко: Это следующий лепесток – желтый!
Звездочка: «уроки сказки»… Это что же за уроки такие?
Солнышко: Сейчас посмотрим! Сказка поможет проверить, как наши друзья умеют читать, писать и друг другу помогать!
Звездочка: А кто читать-писать умеет?
Несколько детей (в данном случае - 18, но можно придумать варианты игры на любое четное количество детей - главное, чтобы ведущие убедились, что эти дети действительно умеют читать и писать!) приглашаются на сцену.
Солнышко: У нас получилось две сказочные игровые команды – в каждой 9 человек.
Звездочка: Каждому из вас, ребята, достается по одной букве.
Солнышко: А теперь внимание – слушайте задание: какая команда быстрее соберет из своих букв слово? И не просто слово – из этих букв можно составить названия двух самых главных сказочных профессий!
Звездочка: Внимание, начинаем!
Звучит музыка, дети выстраиваются в порядке букв, составляющих слова "волшебник" и "сказочник". Ведущие подводят итоги соревнования, вручают сувениры (если Вы это запланировали).
Звон колокольчика
Звездочка: Зеленый лепесток, а ты с какой игрой?
Солнышко: А он нас приглашает в дорогу сказки!
Звездочка: ну, просто в дорогу неинтересно! Дорога сказки должна быть полна всяких пещер, таинственных неожиданностей…
Солнышко: Это - сколько угодно! Ну-ка, помощники, помогите собрать две команды смельчаков………..
Проводится эстафета двух команд с различными видами препятствий - в зависимости от Ваших возможностей это могут быть надувные тоннели, обручи, мячи-прыгуны, стойки для подлезания и др. физкультурное оборудование.
Ведущие подводят итоги соревнования, вручают сувениры (если Вы это запланировали).
Звон колокольчика
Солнышко: Сейчас прочитаем, что на голубом лепестке… – «волшебство сказки»!
Звездочка: И не только сказки, но и игры – ведь игра – настоящая волшебница и она может превратить нас с вами в кого угодно!
Солнышко: Пусть тогда превратит … в сказочных зверей!
Ведущие поют на мотив известной песни "Зверобика", дети в зале танцуют, повторяя движения (имитирующие движения животных, в зависимости от Вашей фантазии) за ведущими:
Как много сказок есть про кошек,
Их больше сотни, может быть;
Пофантазировав немножко,
Себя мы сможем в кошек превратить.
Припев:
Раз, два, три, ну-ка, повтори!
Три, четыре, пять – повтори опять!
Три, четыре, пять – повтори опять;
Очень хорошо!
Со змеем в сказках подружились
И Маугли, и попугай;
Мы в змей из сказок превратились –
Смотри и вместе с нами повторяй!
Припев.
Трусишка заяц, братец Кролик –
Такие разные, а все ж
Порою вольно иль невольно
И ты на них бываешь так похож!
Припев.
И обезьяны – наши предки –
Встречались в сказках нам не раз;
Они – кривляки и кокетки,
И в них мы превращаемся сейчас!
Припев.
Волшебники играют в сказки –
Всех превратят в кого хотят;
И мы давайте без подсказки –
Опять все превращения подряд!
Припев.
* Если Вы будете пользоваться минусовой фонограммой этой песни с аудио-кассеты "Радио-няня", то в инструментальных проигрышах между куплетами ведущие спрашивают зрителей, каких сказочных кошек, попугаев, змей и обезьян они знают (Кот Матроскин, Кот, который гулял сам по себе, удав Каа, удав из сказки "38 попугаев", обезьянка Чичи и т.д. - их очень много!)
Звон колокольчика
Звездочка: Синий лепесток предлагает очень сложную сказочную игру – он приглашает в лабиринт сказки!
Солнышко: Тогда снова соберем две команды друзей!
Проводится эстафета двух команд с различными видами препятствий (например, если в первой использовались стойки для подлезания и мячи-прыгуны, теперь это могут быть тоннели и извилистые дорожки и т.д.
Ведущие подводят итоги соревнования, вручают сувениры (если Вы это запланировали).
Звон колокольчика
Солнышко: Остался последний, фиолетовый лепесток! Что он нам подарит?..
Звездочка: Конечно, праздник сказки! Становитесь в большой праздничный круг и давайте все вместе скажем волшебные слова:
Лети-лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели:
Праздник сказки подари! |
(при этом цветок надо незаметно "отреставрировать" - т.е. прикрепить на место все оторванные лепестки!) |
Ведущие поют песню, зрители в зале танцуют: ведущие зала показывают движения, можно передавать цветик-семицветик по кругу, или кто-то из ведущих танцует с ним в центре круга
ПЕСНЯ:
Чудесней всех цветов на свете,
Конечно, цветик-семицветик, -
Поверь, не в сказке он растет,
Ты улыбнись – он расцветет;
Волшебный лепесток срывая,
Давай желанье загадаем –
Пускай поможет нам игра
Попасть в прекрасный мир добра, ..
Припев:
Ведь есть свой мир у детворы -
Мир доброй сказки, мир игры!
Дорога в сказку – непростая,
Но если мы в нее играем,
Она раскроет свой секрет
(Да и секрета, в общем, нет!):
В ней радость побеждает скуку,
В ней друг протягивает руку,
И если чуть мудрей ты стал –
Ты точно в сказке побывал!
Припев.
Солнышко: Сказка не где-то там, в тридесятом царстве…
Звездочка: Она – в каждом доме,
Солнышко: …и в каждом дворе,
Звездочка: …и в каждом классе,
Солнышко: … и в каждой семье,
Звездочка: …где живут по законам добра и дружбы …
ВМЕСТЕ: …и любят играть!
Пока еще с тобой мы дети,
Найди свой цветик-семицветик, -
И чудо в жизнь твою придет,
Играй – и сказка оживет!
Припев с повтором:
Ведь есть свой мир (Солнышко: Огромный мир!)
У детворы (Звездочка: У вас!) -
Мир доброй сказки, мир игры!
*Слова этой песни написаны на музыку В. Панкова к песне "Про наши мультики"
Ведущие прощаются со зрителями.