ТЕМА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Планирование – управленческий процесс, заключающийся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние объекта или деятельности; путей, способов, средств его достижения.
Планирование педагогической работы обеспечивает соблюдение таких принципов организации образовательного процесса как систематичность, последовательность, преемственность и т.д.
Планирование работы педагога творческого объединения ДО регламентируется основными нормативными документами разного уровня:
- Международного (Конвенция о правах ребенка)
- Федерального (Закон об образовании, Типовое положение об удод)
- Учрежденческого (локального) (устав, образовательная программа и план работы УДОД)
- Содержательно-предметного (учебная (образовательная) программа объединения - типовая, экспериментальная или авторская; конкретно – раздел программы «учебно-тематический план»).
Педагог дополнительного образования осуществляет разные виды планирования:
- перспективный план – определение целей и задач, концепции деятельности, описание прогноза ожидаемы результатов работы, механизмов их фиксации и оценивания (фактически – пояснительная записка к учебной или образовательной программе)
- календарный план – «развертка» учебно-тематического плана учебной программы (отражающаяся в записях в учебном журнале), в зависимости от конкретной ситуации на четверть, семестр, полугодие, год и т.д.
- тематический план – описание содержания по темам, по занятиям, по блокам (для педагогов с небольшим стажем работы или тех, кто занимается обобщением своего опыта и созданием методического пособия – конспекты занятий).
Календарно-тематический план творческого объединения – нормативный документ, который разрабатывается и принимается к реализации педагогами дополнительного образования образовательного учреждения в соответствии с государственными требованиями к содержанию и оформлению календарно-тематического планирования.
Составление календарно-тематического плана основано на программе объединения и соотносится с расписанием занятий. При составлении календарно-тематического плана педагог дополнительного образования руководствуется учебно-тематическим планом и содержанием учебной или образовательной программы.
Календарно-тематическое планирование составляется по следующей схеме:
· Порядковый номер;
· Номер темы занятия;
• Тема занятия;
• Сроки;
• Количество часов: теория и практика;
• Примечание.
Порядковый номер в календарно-тематическом планировании проставляется по порядку от 1 до количества занятий, запланированных на учебный год из расчета 36 учебных недель, за исключением физкультурно-спортивной направленности.
Номер темы проставляется в соответствии с номером раздела в учебно-тематическом плане программы кружка строго по порядку для кружков художественно-эстетической, военно-патриотической, эколого-биологической, физкультурно-спортивной направленностей. Для кружков туристско-краеведческой направленности характерно непоследовательное проставление номера темы, так как в кружках данной направленности используются часы на подготовку к участию в массовых мероприятиях, выходах, которые планируются в конечном разделе учебно-тематического плана программы дополнительного образования.
Тема занятия планируется строго по учебно-тематическому плану. Если количество часов на занятие составляет более 4 часов, то темы занятий расписываются строго по содержанию программы. Темы занятий бывают теоретические и практические. Теоретические занятия расписываются исходя из учебно-тематического плана, если на его отработку охвачено не более 4 часов, в остальных случаях используется содержание. Практические занятия расписываются строго по содержанию программы. Все практические занятия должны быть расписаны в содержании программы дополнительного образования. В качестве практических занятий выступают: экскурсии, походы выходного дня, многодневные походы, практические работы, конференции, различные игры, конкурсы, спортивные соревнования в рамках реализации кружка. На все виды практических занятий выделяется определенное количество часов:
• Экскурсия, поход выходного дня – 8 часов.
• Многодневные походы: Однодневный – 8 часов, Двухдневный – 14 часов, Трехдневный – 22 часа.
• Конференции, игры, конкурсы, соревнования – 4 часа.
• Практические работы – 2 часа.
• Практические работы на местности - 4 часа
Участие в массовых мероприятия, конкурсах,
соревнованиях, проводимых на районном, городском, краевом, федеральном уровнях, запланированных Центром детского туризма не планируется в календарно-тематическом планировании. Такого вида мероприятия планируются в рамках плана воспитательной работы. Запланировать можно только лишь подготовку к этим мероприятиям.
Темы занятий не должны быть сокращены, переименованы, увеличены. Они должны соответствовать учебно-тематическому плану и содержанию программы.
После планирования тем занятий, необходимо установить сроки на их проведение. Чтобы установить сроки необходимо строго пользоваться календарем и расписанием занятий. Даты проставляются, начиная с 15 сентября до времени окончания занятий в мае. Недопустимо проставление дат, не входящих в рамки расписания занятий, пропуск дат, проставление праздничных дней (1,2 января, 23 февраля, 8 марта, 1,9 мая, 4 ноября) за исключением практических выходов.
В графу «Количество часов» проставляется количество отработанных часов по данной теме строго в соответствии с учебно-тематическим планом, разграничивая часы, использованные на теоретические и практические занятия.
В графу практические занятия входят часы, использованные на экскурсии, практическая работа на местности и в аудитории, ПВД, многодневные походы.
Графа «Примечание» используется в случае, когда педагогом используются часы занятий, в соответствии с расписанием, на экскурсии, ПВД, многодневные походы. В данном случае педагогом пропускаются даты в соответствии с расписанием занятий, часы которых используются на осуществление выходов и походов. Тогда все пропущенные даты записываются в эту графу следующим образом: «Часы, отведенные на 02.09 (5ч), 09.09 (5ч), 23.09 (5ч) использовались 15.09., 16.09 на поход».
В соответствии с государственными требованиями к содержанию и оформлению календарно-тематического планированию оно должно быть оформлено в виде нормативного документа, согласованного с заместителем директора учреждения по учебно-воспитательной работе.
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ
Извлечение из Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СапПиН 2.4.4.1251-03
№ п/п |
Профили и отдельные виды кружков |
Наполняемость групп |
Число занятий в неделю |
Продолжительность занятий[1] |
Опти-мальная |
Допусти-мая |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
-
|
Занятия техническим творчеством (авиамодельным, судомодельным, радиотехническим и др.) |
10 |
15 |
2 |
2 по 45 мин. |
-
|
Занятия с использованием компьютерной техники |
10 |
15 |
2 |
2 по 30 мин. для учащихся 1 – 5 кл. (7-10 лет)
2 по 45 мин. для учащихся 6 кл. и выше (11-16 лет) |
-
|
Художественные объединения детей |
|
Литературно-творческие |
10 |
15 |
2 |
2 по 45 мин. |
Театральные |
10 |
15 |
2 |
2 по 45 мин. |
Хоровые |
30 |
70 |
2 |
2 по 45 мин. |
Оркестровые |
10 |
30 |
2 |
Репетиция – около 3,5 часов, внутренний перерыв – 20-25 минут |
Музыкальные |
1/8 |
1/12[2] |
2-3 |
30 мин. (индивидуальные занятия), 2-3 по 45 мин. (групповые занятия0 |
Изобразительное искусство |
10 |
15 |
2 |
2-3-4 по 45 мин. |
Хореография |
10 |
25[3] |
2 |
2 по 45 мин. |
Кинолюбители |
10 |
15 |
2 |
2 по 45 мин. |
-
|
Занятия в кружках юных туристов и краеведов |
10 |
15 |
1-2 похода или занятия на местности в месяц |
3 по 45 мин., занятия на местности – до 4 часов |
-
|
Занятия эколого-биологической направленности |
10 |
20 |
2, из них 1 проводится по подгруппам |
2 по 45 мин. |
-
|
Занятия физкультурно-спортивного профиля |
|
Радиоспорт |
8 |
15 |
2-3 |
2 по 45 мин. |
Картинг |
10 |
15 |
1 |
45 мин. |
Бальные танцы |
10-12 |
45 |
2 |
2 по 45 мин. |
Шахматный клуб |
|
|
2-3 |
2 по 45 мин. |
Причие (морские, бных пожарников, собаководов и др.) |
10 |
15 |
2-3 |
Практические – в зависимости от характера занятий, теоретические – 2 по 45 мин. |
Рекомендации Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПинН 2.4.4.1251-03:
– посещение ребенком занятий более чем в двух объединениях (секциях, студиях и т. д.) не рекомендуется. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю;
– между уроками и занятием детского объединения должен быть перерыв для отдыха не менее часа;
– окончание занятий детских объединений – не позже 20.00 часов;
– продолжительность занятий детей в детском объединении дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа (без учета перерывов), в выходные и каникулярные дни – З часа. После 30—45 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин, для отдыха детей и проветривания помещений.
[1] Продолжительность занятий от 30 до 45 минут с обязательным 10-минутным перерывом между ними для отдыха детей и проветривания помещений.
[2] В числителе – индивидуальные занятия, в знаменателе – групповые.
[3] Младшая группа первого года обучения.