МОДУЛЬ 2. РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель  исполнительского занятия – развитие технических навыков и художественных способностей детей в исполнительской деятельности на разных ее этапах.

Можно без преувеличения сказать, что данный вид занятий является преобладающим в творческих объединениях дополнительного образования, работающих в области музыкальной и сценической деятельности художественно-эстетической направленности.

Условно исполнительские занятия можно подразделить на тематические (пронизанные определенным  персонажем, образом, темой и использующиеся чаще всего в работе с детьми младшего возраста) и предметные (посвященные работе над конкретным(и) произведением(ями), программным репертуаром).

Кроме того, исполнительские занятия могут быть как коллективными, так и индивидуальными.

Основные требования к исполнительскому занятию:

-         соблюдение пропорций технической, тренинговой и исполнительски-творческой деятельности детей

-         эмоционально-образный настрой всех участников на совместную деятельность (это не работа профессиональных актеров (музыкантов) и не профессиональная подготовка – дети должны испытывать радость проживания произведения, эмоционально-нравственное удовлетворение от деятельности)

-         оценка деятельности детей на основе динамики их исполнительского роста (а не в сравнении с неким «высоким идеалом») в сочетании с развитием навыков самооценки

-         обеспечение включения всех детей группы в процесс занятия на каждом отрезке времени (подумайте, как избежать такой ситуации: педагог проходит сцену с двумя детьми, а остальные 10-12 юных актеров уже 20 минут сидят без дела) в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ребенку 

-         качественное владение самим педагогом  репертуаром занятия и четкое видение целей и задач исполнительской деятельности детей (точный режиссерский замысел, трактовка музыкального произведения и т.п.) 

Предметное исполнительское занятие имеет достаточно четкую (по сравнению с другими формами занятий) структуру:

-         вводно-оганизационная часть

-         техническая часть (упражнения, разминка, тренинг и т.д.) 

-         работа над закреплением старого репертуара (если это предусмотрено планом) 

-         разучивание нового репертуара (если  это предусмотрено планом) 

-         оценка деятельности коллектива (ребенка) и постановка перспективы.

Как правило, для такого занятия удобнее составлять не конспект, а развернутый план (хотя для педагога с небольшим стажем работы конспект все же предпочтительнее).

Тематическое исполнительское занятие имеет более свободную структуру; в нем, как правило, комбинируются разные виды деятельности детей, а общий характер такого занятия – игровой или контекстный (именно поэтому они прежде всего являются основным видом занятий с дошкольниками и младшими школьниками, но и для более старших детей такое занятие может стать настоящим праздником), например: «Путешествие в сказку», «Синяя страна», «Весеннее небо», «Птичий базар», «Волшебное число 7», «Что? Где? Когда?», «Афинский театр» и т.д.

Для тематического занятия необходим тщательный подбор  разножанрового репертуара (стихи, загадки, песни, инструментальные произведения, отрывки из литературных произведений, иллюстрации и картины, элементы костюмов и реквизита и т.д.) независимо от направления деятельности объединения (музыкального, театрального и др.). Причем бывает так, что из 20-30 найденных материалов в занятии пригодится только 8-10, но так и должно быть!

      В целом тематическое занятие решает те же задачи, что и предметное, но в данном случае они «завуалированы» характером педагогического взаимодействия (в предметном занятии педагог ставит перед обучающимися и чисто учебные, и развивающие, и творческие задачи; в тематическом – преимущественно игровые и контекстные).

 

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ЗАНЯТИЯ

Направление работы творческого объединения –  «Художественное слово»

Возраст детей 6-8 лет

Тема занятия - «МЫ ЧИТАЕМ РАДУГУ»

Продолжительность занятия – 30 минут

Цель занятия – развитие техники и основ мастерства художественного исполнения стихотворного произведения

Оборудование: магнитофон, разноцветные полоски (шапочки, ленты)

Предварительная работа: на протяжении 2 месяцев с начала учебного года дети занимались техникой речи, работали над исполнением произведений малых форм, знакомились с основами стихосложения.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ: 

Часть занятия

СОДЕРЖАНИЕ

(В ПРЯМОЙ РЕЧИ)

Оборудование и методические указания

Время

1.Вводная

 

Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие я начну с загадки:

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три -

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать?

Конечно, это радуга-дуга! Мы ее не раз рисовали красками, а сегодня давайте попробуем нарисовать радугу … стихами!

 

1 мин.

2.Разминка

А чтобы начать такой сложный «рисунок», надо хорошенько размяться – начнем с радужного танца! Слушайте внимательно слова песенки и повторяйте за мной все движения!

Двигательная часть разминки

Если дождик перемыл
Кашку и ромашку,
И надолго напоил
Мошку и букашку,
У овса повис в усах,
Вышел на дорожку,
И очистил в небесах
Синее окошко,
И очистил в небесах
Синее окошко!
*****
Значит, глянет солнышко
Вниз, вниз, вниз,
Значит, встанет радуга
Вверх, вверх, вверх!
Вспыхнет каждою жилкою
Лист, лист, лист,
Брызнет эхом радостным
Смех, смех, смех!
*****
Если дождик дал полям
Досыта напиться,
Чтобы встала к облакам
Пышная пшеница,
Если с нами навсегда
Будет запах хлеба,
И в ладони нам вода
Капнет прямо с неба!
И в ладони нам вода
Капнет прямо с неба!
*****
Значит глянет солнышко
Вниз, вниз, вниз,
Значит встанет радуга
Вверх, вверх, вверх!
Вспыхнет каждою жилкою
Лист, лист, лист,
Брызнет эхом радостным
Смех, смех, смех!

Дыхательная часть разминки

Ну а чтобы найти все краски для нашего необычного рисунка радуги, нам нужны краски. Их нам ветер принесет! Давайте его вызовем: вдох и медленный выдох (3-4 раза).

А теперь я буду читать разноцветные стихи, а вы повторяйте за мной по строчке – каждую строчку на одном дыхании!

Красный -

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры - красные ребятки.

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные знамена за окном горят.

Оранжевый -

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится -

На лисий хвост похожа:

Оранжевая тоже.

Желтый -

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит.

Желтые груши на ветках висят.

Желтые листья с деревьев летят.

Зеленый -

У нас растет зеленый лук

И огурцы зеленые,

А за окном зеленый луг

И домики беленые.

С зеленой крышей каждый дом,

И в нем живет веселый гном

В зеленых брючках новых

Из листиков кленовых.

Голубой -

Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами еще голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо, а небо - на нас.

Синий -

В синем море - островок,

Путь до острова далек.

А на нем растет цветок -

Синий-синий василек.

Фиолетовый -

Фиолетовой фиалке надоело жить а лесу.

Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.

С фиолетовой сиренью будет жить она

На столе в красивой вазе около окна.

Ну вот, все цвета вспомнили! А какие это цвета – радужные слова?... Есть много хороших подсказок, чтобы запомнить порядок радужных полосок. Например, все знают такую приговорку: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан!

А есть еще такая: Как Отважный Жан Звонарь Головою Сбил Фонарь!

Сейчас будет такая игра: разделимся на две команды по 7 человек, минута на подготовку: каждой команде надо прочитать свою приговорку по одному слову на игрока, но так, чтобы чтение было слитным – как будто читает один человек. Поняли правила? Тогда начинаем игру….

Артикуляционная и дикционная

Ну что ж, все цвета на месте! А кто знает, какого цвета нет в радужной палитре?...

Верно, это черный цвет. Но он нам сегодня тоже пригодится.

Давайте поиграем со скороговоркой этого цвета!

Чёрной галке
Чёрный дрозд
Подарил черники гроздь.

Ну и о самой радуге скороговорки есть!

Радует ярко
Радуги арка.

Поиграем и с ней!

Интонационная часть

А теперь давайте поиграем с радужными стихами в интонации! Я приготовила для вас полосочки белого цвета с текстом, на каждой – 2 строчки, и номер чтеца написан. А на голубых полосочках – ремарки. Сначала будут играть 5 человек, которые сидят справа от меня (потом – слева, потом остальные).  

Это редкое явленье

Всех приводит в изумленье.

Над землёй  небесный мост

После дождика подрос.

Волшебство семи цветов,

Разноцветных семь подков

 Изогнулись над планетой

И короновали лето.

Глаз отвесть я не могу,

Я смотрю на радугу

Пластическая часть

А теперь – сложная игра! Но рисовать так рисовать! Снова соберемся в круг. Сейчас я прочитаю вам замечательное стихотворение С.Я. Маршака о радуге, читать буду медленно, а вы вслушайтесь в каждую строчку – и про что она, и как я ее читаю, и нарисуйте движением рук, тела, выражением лица и глаз слова стихотворения. Понятны правила игры?

Солнце вешнее с дождем

Строят радугу вдвоем –

Семицветный полукруг

Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя,

А построили в два счета

Поднебесные ворота.

Радужная арка

Запылала ярко,

Разукрасила траву,

Расцветила синеву.

Блещет радуга-дуга.

Сквозь нее видны луга.

А за самым дальним лугом –

Поле, вспаханное плугом.

А за полем сквозь туман –

Только море-океан,

Только море голубое

С белой пеною прибоя.

Вот из радужных ворот

К нам выходит хоровод,

Выбегает из-под арки,

Всей земле несет подарки.

И чего-чего здесь нет!

Первый лист и первый цвет,

Первый гриб и первый гром,

Дождь, блеснувший серебром,

Дни растущие, а ночи –

Что ни сутки, то короче.

Эй, ребята, поскорей

Выходите, из дверей

На поля, в леса и парки

Получать свои подарки!

Поскорей, поскорей

Выбегай из дверей,

По траве босиком,

 Прямо в небо пешком.

Ладушки! Ладушки!

 По радуге По радужке,

 По цветной Дуге

На одной ноге,

Вниз по радуге верхом –

И на землю кувырком!

Фонограмма песни, магнитофон

 

 

Руки вверх – вниз

  Наклон, руки болтаются вправо-влево

 Потянулись

 

 Тянем пальцы рук к носкам, медленный наклонТянемся вверх, Руки через стороны внизПощекотать друг друга

 Пожимаем плечами

 

 Тянемся носами друг к другу

подскоки

 

 

 

то же, что в 1 припеве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    О – И  в беззвучной позиции и со звуком+ ускорение

 А – У

 

 

 

Полоски с текстом и ремарками (15-20 шт.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяем 2 раза

25 мин

 

 3. работа над текстом

По-моему неплохо у нас получается. О радуге стихов много, но есть одно, которое мне очень нравится. Правда, написано оно  с использованием той самой черной краски… Но  оно необычное, веселое и все-таки яркое! Хотите прочитаю?

 Зима в обиде на ворону,
Та всем твердит, что у зимы,
Всё в белых красках или черных,
Коль нет своих, брала б взаймы.

Зима заплакала сначала,
Потом сказав: "Сама черна!".
За кисть взялась и рисовала,
Не отрываясь дотемна...

А утром глянула ворона,
И даже каркнуть не смогла.
Косит лишь глазом удивленно -
На землю радуга легла!
Вот кедр зеленый. На рябине
Застыла каплями заря.
Цветы, смотри-ка, - на осине -
Два красногрудых снегиря.

Ворона боком поскакала:
"Зима, беру слова назад.
Скажи, а мне б разрисовала
Такими красками наряд?"

И как ты думаешь, обиды
Зима сумела позабыть?
Цветных ворон пока не видно,
Но поживем, все может быть...

 

Понравилось стихотворение? А что в нем необычного? А как бы вы назвали это стихотворение? А кто герой этого стихотворения? А как вы думаете, сколько в нем строф?... давайте я еще раз прочитаю, а вы попробуйте определить.

 

Работа над текстом, разучивание в движении и интонационных ремарках.

 

 

 

 

 Елена Неменко

«Обида»

 15 мин.

 

 

 

Бесплатный хостинг uCoz