МЕТОДИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
Известно, что УДОД часто становится для ребенка «вторым домом». Тем более при этом было бы неплохо «дружить домами» с его настоящей родительской семьей.
Сформулируйте самостоятельно, в чем значение взаимодействия с родителями учащихся в деятельности педагога дополнительного образования и в чем трудности этой работы?
Формы работы современного УДОД с родителями весьма разнообразны:
- проведение родительских собраний
- анкетирование
- концерты и открытые занятия для родителей
- совместные праздники (походы, экскурсии)
- непосредственное участие родителей в деятельности семейных творческих объединений ДО
В последнее время становится распространенной и такая форма работы, как создание попечительского совета из числа наиболее активных родителей, способных и готовых помочь педагогу в решении ряда организационных, творческих, материально-технических проблем. Подробно статус и функции попечительского совета можно узнать из нормативно-правовой литературы по вопросам образования.
Условиями успешности этой работы являются:
- точная и корректная диагностика статуса ребенка в семье и стиля семейного воспитания
- создание заинтересованности родителей не только в продуктивном, но и в развивающем результате занятий ребенка в творческом объединении
- информированность родителей о процессе работы объединения, в котором занимается ребенок
- установление традиций проведения совместных с родителями мероприятий
- умение педагога «говорить на языке» и детей, и родителей (что в каждом конкретном случае весьма индивидуально)
- четкая принципиальная позиция педагога по всем вопросам деятельности объединения и работы каждого ребенка в нем
В работе с родителями педагог должен руководствоваться несколькими основными правилами:
- говоря с родителями об их ребенке, проявлять искреннюю заинтересованность в нем (независимо от успешности или неуспешности ребенка в деятельности), показывать родителям место ребенка в коллективе, давать анализ ситуации личностного развития на текущий момент и намечать содержательную перспективу его личностного развития;
- неизменно проявлять такт, выдержку и «педагогический артистизм» в разговорах или других формах работы с родителями;
- не допускать обсуждения проблемных ситуаций, затрагивающих личное достоинство, самолюбие или эмоциональную сферу личности ребенка в его присутствии;
- не сравнивать детей между собой, предметом сравнения может быть исключительно динамика деятельностного и личностного роста каждого ребенка (по сравнению с прошлым);
- не «жаловаться» родителям на детей;
- не допускать критических высказываниях о родителях в разговорах с детьми независимо от ситуации;
- в случае ухода ребенка из объединения по желанию родителей (которое не совпадает с желанием самого ребенка), в корректной форме выяснить причины и попытаться восстановить ситуацию;
- ставить родителей в известность обо всех фактах, которые должны стать предметом тревоги (состояние здоровья, эмоциональный статус, но не поведенческие реакции и «детские секреты»).
Одна из диагностических и прогностических форм работы – анкетирование – может стать хорошим помощником в работе с родителями. Попробуйте разработать вариант анкеты для родителей, которая помогла бы Вам увидеть ребенка «глазами семьи». В анкете должно быть 10-15 вопросов (не более), они должны быть сформулированы в инструктивной форме и выглядеть чисто информативно (т.е. не вызывать у родителей подозрения, что ответ на вопрос может быть истолкован определенным образом).